Мы работаем круглосуточно, в выходные и праздники бригады работают в усиленном режиме. В праздничные дни количество бригад увеличено.
Содержание
Автор статьи:
12.11.2024психотерапевт, нарколог, психиатр
Статья проверена врачом:
14.11.2024Главный врач
Краткое содержание:
Многие историки сходятся во мнении, что первым, кто сказал, будто пить спиртное — национальная черта русских, был князь Владимир, который жил на рубеже X–XI веков. Им была сказана легендарная фраза «Веселие Руси есть питие». Даже может быть, что запрет пить алкоголь был одной из причин, по которой русские не хотели принимать ислам. Последующие цари (до Петра I) к пьянству относились благосклонно, да и сами не были трезвенниками.
Пётр I наказывал: алкоголикам вешали на шею медаль «За пьянство». Вместе с обручем, при помощи которого она вешалась на шею, вес такой «награды» составлял 8,3 кг. Человек носил груз, пока не давал церковную клятву не пить алкоголь (в среднем от недели до года). А вот Екатерина II якобы говорила, что «пьяным народом управлять легче». Но так как пили в СССР при Брежневе и Горбачёве, не пили никогда и нигде в мире. Как это было, узнайте из нашей статьи.
Советский Союз был страной повального пьянства. Период с 1964 по 1982 (правление Л. И. Брежнева) считается самым «пьяным» в истории Советского Союза. Хотя с материальной точки зрения это было относительно благополучное время: все были сыты, одеты, обуты, пусть и не совсем красиво. Бесплатным было обучение, медицина, каждая семья стояла в очереди на бесплатную квартиру и всё-таки получала. Дети на летние каникулы ездили в пионерские лагеря, были заняты в кружках и секциях, да и сами трудящиеся ездили на юг по льготным путёвкам.
Да потому что коммунизм строили-строили, да так и не построили. В СССР постепенно снижаются темпы развития экономики, продолжается гонка вооружений, растёт коррупция. Страна погружается в болото. На фоне тотального дефицита товаров — благополучие граждан лишь видимость, зато газеты и ТВ продолжают расхваливать жизнь советских людей.
Люди разочаровались в прекрасном будущем, устали ждать, поняли всю бесперспективность и безысходность. Им некуда было стремиться. Для большинства потолок зарплаты составлял 160, максимум 200 рублей, стимула для развития не было. Всё было предопределено: зарплату дадут, с работы не уволят, была крайняя мера — официально в СССР безработных быть не могло.
Это подталкивало людей напиться и забыться, найти утешение в алкоголе, благо полки магазинов ломились от дешёвого спиртного. А властям было выгодно: пьяный народ был лишён воли, не думал, не проявлял недовольства и не действовал.
Постоянному увеличению числа зависимых способствовало ещё и то, что общество относилось снисходительно, алкоголизм даже социально одобряли, хотя на официальном уровне, конечно, боролись: на предприятиях висели плакаты «Пьянству — бой!»
Как только не называли зависимых: пропойцы, алкаши и калдыри, алконавты. В ходу было и слово «синяк», потому что у тех, кто пил дешёвый портвейн и бормотуха нос становился синевато-лиловым.
Рассказы старшего поколения о том, что в 60-е все были трезвенниками и спортсменами — сказки. Алкоголики были частью советской действительности, они были героями кинофильмов: «Афоня», «Пёс Барбос и необыкновенный кросс», «Самогонщики» и др. Пьяниц играли в кино известные артисты с характерной внешностью.
Обычные граждане напивались «в стельку», то есть буквально не могли стоять на ногах, падали и лежали прямо там, где упали, на улицах. Внимания на это никто не обращал, спокойно проходя мимо. Они могли лежать в бессознательном состоянии, пока не протрезвеют или их не заберут сотрудники милиции в медвытрезвитель.
Кроме водки и самогона, пили советские алкоголики всё, что «горит»: одеколоны, политуру, моющие жидкости для стёкол и т. п. и поголовно курили. Пить могли везде: у магазинов, на улицах, во дворах и подъездах, в раздевалке и прямо на рабочем месте. Не редкостью были и женщины, которые тоже напивались до бессознательного состояния, курили, матерились, непристойно себя вели. Рядом с заснувшей на лавке или прямо на земле пьяной матерью мог сидеть и плакать маленький ребёнок. Всё это было ужасно! Люди буквально теряли человеческий облик.
Деградация населения сводила к минимуму появление лидера, способного увлечь за собой трудовой народ. Серое, инертное, не способное взбунтоваться население и было нужно советской власти.
В СССР «соображали на троих». Трое скидывались по рублю, покупали бутылку водки за 2 рубля 87 копеек, и на сдачу закусить — плавленый сырок. Пили прямо из бутылки или могли забрать стакан из автомата с газированной водой.
В стране был огромный дефицит необходимых товаров, но водка была повсюду, даже в сельмаге и глухой деревне. Были и более дешёвые напитки: «Солнцедар», «Портвейн 777» и др. Качество спиртного было низкое.
Алкоголизация населения сопровождалась правонарушениями и преступлениями. Драки, кражи, убийства «на бытовой почве» были обычным делом.
С приходом Л. И. Брежнева употребление алкоголя на одного человека составляло 4,2 л в год (в 1960 этот показатель составлял 3,5 л). Уже в 1970 году он вырос вдвое и составил 8,4 л, а к 1982 достиг отметки в 10,6 л на человека. Если эти сухие цифра статистики перевести в бутылки водки (доступный крепкий алкоголь, коньяк был в дефиците), то получается, что в год среднестатистический гражданин выпивал 53 бутылки. Конечно, это усреднённые данные, ведь были же в Союзе, абсолютные трезвенники, непьющие женщины, старики и пьющие, но умеренно, не больше 10 бутылок в год (по праздникам). Учесть надо и то, что пили самогон, технические спирты, суррогаты, особенно в периоды антиалкогольных кампаний, но такие подсчёты никогда не проводились. Реальная картина — не 53 бутылки водки в год, а в 1,5-2 раза больше.
В конце 70-х годов от отравления алкоголем умерло 2–3% всего мужского населения страны. Причём умерли они именно от отравления, а не от болезней, которые возникают на фоне длительного систематического пьянства (инфаркт, цирроз печени и др.). В зависимости совершалось 23,7% всех убийств, покончили с собой в состоянии интоксикации 58%. Можно сказать, что алкоголь ежегодно уносил жизни населения областного города (около 486 тыс. человек).
Производство и реализация алкогольных напитков были важной статьёй поступления прибыли в бюджет. От всей торговли продовольственными товарами 33,3% составляла продажа спиртного, а это 1/6 от всего товарооборота советского государства. Реализация спиртного при Л. И. Брежневе со 100 млрд рублей выросла до 170 млрд.
Брежнев и сам был не прочь выпить, хотя алкоголем и не злоупотреблял. К тем, кто «дал лишнего», относился благосклонно. Если на официальных кремлёвских банкетах, которые происходили по многочисленным поводам, передовики, ударники сельского хозяйства напивались, их увозили в специальную комнату, где они спали до протрезвления.
В стране неоднократно запускались антиалкогольные кампании. Государство сознательно шло на уменьшение поступления доходов в бюджет, но сокращало производство алкоголя. Фабрики или закрывались, или перепрофилировались на выпуск лимонадов, соков и минеральной воды. Многие питейные заведения переоборудовали в столовые, даже в чайные. Алкоголь остался только в ресторанах. Запрещали продажу спиртного в общественных местах. Нельзя было продавать спиртное в магазинах, которые были расположены рядом с детскими, учебными заведениями, с предприятиями и больницами. Ограничили и время, когда можно было купить спиртное: с 11-00 до 19-00. Усилилась борьба с самогоноварением.
Был во всём этом и положительный момент: алкоголикам не грозило зимой отморозить себе что-нибудь или вообще замёрзнуть насмерть. Некоторые посетители вытрезвителя, уходя утром, даже говорили «спасибо».
Пробовали бороться с пьянством изоляцией и трудотерапией. Алкоголика могли направить на принудительное лечение в ЛТП на срок от 6 месяцев до двух лет. Там их лечили от алкоголизма, причём не от симптомов, как в вытрезвителях, а от причины болезни, и они работали на предприятиях, в колхозах подсобными рабочими. При этом им засчитывался трудовой стаж. Только 10–15% выписавшихся действительно бросали пить. Остальные в первый же день бежали за бутылкой.
Антиалкогольные кампании, прошедшие в СССР в 1929, 1958 и в 1972 году не дали не малейшего результата. Были, скорее, формальными, чем действенными.
Зато Горбачёв взялся за дело круто. Он попытался составить отношение общества к пьянству, алкоголикам менее терпимым. Уже через два месяца после прихода к власти развернул масштабную деятельность. Сразу вышло несколько указов «О мерах по преодолению пьянства», а 16 мая 1985 — «Об усилении борьбы с алкоголизмом, искоренении самогоноварения», дав старт последней в Союзе кампании против пьянства. Такие же указы были приняты и во всех республиках советского государства.
К «борьбе» подключили профсоюзы, системы здравоохранения, образования, общественные организации и даже союзы писателей, композиторов и др.
Производство алкоголя резко сократили. Прекратилась поставка коньяка из Болгарии и сухого вина из Алжира. В Крыму, Краснодарском крае и Молдавии безжалостно вырубали виноградники.
Ввели талоны на водку, отпускали с 14-00 до 19-00. В выходные дни не продавали вообще. На алкоголь возник ажиотажный спрос, создав огромные очереди перед магазинами. Немыслимых размеров достигла спекуляция спиртным.
Из продажи пропали сахар, крупы, томатная паста, дешёвые конфеты — сырьё для варки самогона, что вызвало недовольство в народе. Борьба с самогоноварением провалилась, хотя за это можно было сесть в тюрьму.
Справедливости ради нужно сказать, что за 1987–1988 годы выросла рождаемость, увеличилась продолжительность жизни мужчин, снизилась смертность и сократилось количество преступлений.
Однако в итоге кампания оказалась провальной. К 90-му году страна буквально потонула в спиртном, но не заводского производства, резко возросло число наркоманов и токсикоманов.
Советская власть закончилась в 1991 году. Защитники Белого дома праздновали победу бесплатной водкой, которую привезли на улицы Москвы грузовики.
Проблема алкоголизма плавно перекочевала в Россию. С 2009 года запретили рекламу алкоголя в СМИ, с 22-00 до 8-00 утра продажа алкогольных напитков запрещена. Почти в 2 раза (с 18 л спирта до 9,7 л) сократилось употребление на человека (данные Минздрава). С декабря 2020 года восстанавливается система медвытрезвителей. Борьба продолжается.
Алкоголизм — серьёзная проблема, которая требует профессионального подхода. В клинике "Трезвый путь" мы проводим эффективное лечение алкоголизма, вывод из запоя и комплексную реабилитацию для восстановления после зависимости. Если вам нужна помощь для себя или близких, звоните по номеру 8 (800) 511-53-86 — мы доступны 24/7 и готовы ответить на все ваши вопросы.